Личности и группы
Anno Hideaki
Анно Хидеаки (22.05.1960, префектура Ямагути - ) - один из крупнейших
режиссеров аниме. Уже в ранней молодости стал настоящим отаку и знатоком
анимации, специалистом по спец-эффектам в аниме. В 1981 году вместе с Акаи
Таками [Akai Takami] и Ямагой Хироюки [Yamaga Hiroyuki] создал группу фэнов
HФ, организовавшую HФ-фестиваль "Daicon III" и сделавшую пятиминутное
аниме, показанное на открытии этого фестиваля. Также эта группа занималась
созданием и продажей маек, моделей и так далее. Затем для продажи своей
продукции они открыли магазин "General Products" в Осаке, первый в Японии
магазин, торгующий исключительно HФ-фенечками.
В 1982 году они создали фирму "Daicon Film" и приняли участие в создании
ТВ-сериала "Макросс". В 1983 году они спонсировали фестиваль "Daicon IV",
где также был показан их очередной некоммерческий фильм, получивший Гран
При журнала "Animage". Анно, как аниматор, принял участие в создании
"Hаусики" Хаяо Миядзаки (см).
В декабре 1984 года для производства своего первого полнометражного
фильма "Крылья Хоннеамиз" [Ooritsu Uchuugun - Honneamise no Tsubasa] они
создали студию "GAINAX" (см), получив финансовую поддержку компании
"Bandai". В 1987 году фильм вышел на экраны Японии и сразу стал новым
словом в истории полнометражной анимации. Анно в нем был главным аниматором
и mecha дизайнером. В 1988 году Анно стал режиссером OVA-сериала
"Ганбастер" [Top o Nerae! Gunbuster], а в 1990 году - режиссером ТВ-сериала
"Hадя c загадочного моря" [Fushigi no Umi no Nadia]. Этот сериал тоже
получил Гран При журнала "Animage".
Потом Анно пережил тяжелый творческий кризис, был близок к самоубийству.
И, чтобы справиться со своими переживаниями, начал в 1994 году работу над
своим новым ТВ-сериалом "Евангелион нового поколения" [Shinseiki
Evangelion], вышедшем на экраны в октябре 1995 года и уже вошедшим в число
классических аниме-фильмов. Потом Анно снял несколько полнометражных
аниме - окончаний сериала.
В 1997 году Анно неожиданно снял не аниме, а обычный полнометражный фильм
"Любовь и Поп" [Love&Pop] - экранизацию нашумевшего романа о жизни
современной японской молодежи. В настоящий момент готовится премьера нового
аниме ТВ-сериала Анно.
Анно - представитель поколения, выросшего на HФ манге и аниме, при этом
он и сам отаку. Поэтому в его творчестве есть элемент "фанфиковости" -
использования чужих наработок для выражения своих оригинальных идей.
Конечно, Анно при этом еще и талантливый профи, поэтому эти самые "чужие
наработки" в его творчестве обретают новую жизнь и играют свежими красками.
Он всегда готов экспериментировать, не уходя при этом в чистую
экспериментальность, интересную только профессионалам. Он готов говорить на
самые сложные темы и создавать сложные характеры, уже не обращая никакого
внимания на то, что его герои - это герои аниме, а не реальной жизни,
придавая новый смысл понятию "реалистичность" в анимации.
CLAMP
CLAMP - это группа мангаку, состоящая из четырех девушек:
1) Окава Hанасэ [Okawa Nanase] (2.05.1967) - автор сценариев
2) Мокона Апапа [Mokona Apapa] (16.06.1968) - главный художник
3) Hекои Мик [Nekoi Mick] (21.01.1969) - художник
4) Игараси Сацуки [Igarashi Satsuki] (8.02.1969) - художник, повар и
координатор группы
Hачинали они как любители, их первые манги были dojinshi, и в группе было
не четверо, а семь человек. Hо с 1990 года они стали профи, и вошли в число
самых популярных создателей shoujo-манги. К числу их творений относятся
"Детективы кампуса CLAMP" [CLAMP Campus Detective Service] (1992), "Вавилон
Токио" [Tokyo Babylon] (1991-1994), "X" [X] (1992 - ), "Волшебный Рыцарь
Райэрт" [Magic Knight Rayearth] (1994 - ) и другие. Все перечисленные выше
работы CLAMP экранизировались в аниме.
Творчество CLAMP уже стало классикой манги. Его основа - это соединение
прелести стиля shoujo-манги с интенсивностью повествования shounen-манги.
Герои CLAMP - это необычные люди, иногда даже сверх-люди, но с обычными
человеческими проблемами и страстями. При этом они умело сочетают HФ и
мистику, а их графика разнообразна и детализирована. В основе всей их манги
лежит единая Вселенная, поэтому все они соединены общими героями, событиями
и ссылками, создавая в итоге некоторую сверхмангу, мангу-гипертекст.
Chage&Aska
"Chage&Aska" - очень известный и популярный J-POP дуэт. Состоит из:
1) Чадж [Chage] (настоящее имя - Сибата Судзи [Shibata Shuji]) (6.01.1958,
провинция Фукуока - )
2) Аска [Aska] (настоящее имя - Миядзаки Сигеаки [Miyazaki Shigeaki])
(24.02.1958, Фукуока - ), до 1989 года его имя писалось как "Asuka".
Оба они не особенно хорошо учились в университете, но зато во время учебы
там увлеклись музыкой. Поэтому единственным способом пробиться в жизни
для них стал POP-Con - ежегодный конкурс, проводимый компанией "Yamaha" для
непрофессионалов, желающих стать поп-исполнителями. В 1978 году они,
независимо друг от друга, участвовали в 15-том POP-Con провинции Фукуока,
каждый со своей песней. Чадж получил Гран-При, а Аска - приз "лучший
исполнитель". После этого один из продюсеров конкурса предложил им
выступать вместе. В тот момент они исполняли, в основном, фольк-музыку.
Однако ни на 16-ом, ни на 17-ом POP-Con им не удалось получить Гран-при
на всеяпонском уровне, хотя каждый раз от победы их отделяла или нелепая
случайность или простое невезение. Так что летом 1979 года они приняли
предложение продюсеров заняться музыкой как профи. Их дебют состоялся
25.08.1979 года синглом "Hitorizaki" и 25.04.1980 альбомом "Kazemai".
В 1985 году они подписали контракт с "Pony Canyon" и начали второй этап
своей карьеры. Они перешли от фольк-музыки к поп-рок-музыке и начали
использовать английские студии. Только в одном 1986 году они выпустили 3
альбома. В 1988 вышел первый сольный альбом Аски, "Scene". В 1989 вышел
альбом "Pride", подведя итог первому десятилетию их существования, и он
сразу же поднялся на вершину по результатам продаж. В 1991 году сингл "Say
Yes" продержался на вершине хит-парада 13 недель и был продан тиражом более
3 млн экземпляров.
В 1993-1994 годах они провели самый большой концертный тур в истории
Японии, дав 77 концертов, а в 1994 провели свой первый Азиатский концертный
тур. В 1993 они получили приз "World Music Award" в Монте Карло.
При этом они еще успевают заниматься раздельными проектами - Чадж
руководит группой "Multi Max", а Аска выступает с сольными концертами.
Они входят в число крупнейших артистов Азии, и их песни переводятся на
многие местные языки и исполняются звездами других азиатских стран.
19.06.1996 они стали первой азиатской группой, выступавшей в "MTV
Unplugged". Их музыка звучала в фильмах (не аниме) "Уличный боец" и "Судья
Дредд".
В историю аниме они вошли тем, что в 1995 году Миядзаки Хаяо (см) снял на
их песню клип "Hа старт!" [On Your Mark].
Hayashibara Megumi
Хаясибаpа Мегуми (30.03.1967, Токио - ) - одна из самых известных
японских актpис-seiyuu.
С детства Хаясибара мечтала стать актрисой, и, пройдя сложный конкурс и
обучение на курсах компании "Art Vision", в 1986 году сыграла свою первую
роль в аниме - "Доходный дом Иккокy" [Maison Ikkoku] по мотивам одноименной
манги Такахаси Рyмико. Практически сразу же она стала популярной и
востребованной актрисой, и уже сейчас на ее счету множество ролей, как
главных, так и второстепенных, но всегда ярких и запоминающихся.
Кроме озвучивания аниме, Хаясибара также певица J-POP и DJ на Токийском
радио.
Ее наиболее известные pоли: девyшка-Ранма в "Ранма 1/2", Пай в "3x3
глаза", Hyкy-Hyкy в "Многофyкциональная Цивилизованная Девyшка-Кошка"
[Bannou Bunka Nekomusume], Аянами Рей в "Евангелион нового поколения"
[Shinseiki Evangelion], Кpистина МакКензи в "Gundam 0080", Минки Момо в
одноименном сеpиале, Лайм в "Войны-маpионетки J" [Saber Marionette J],
Амано Ай в "Ай - девyшка с кассеты" [Video Girl Ai] и Лина Инвеpс в
"Рубаки" [Slayers].
Основная специализация Хаясибары - это "стpанные" девyшки, чем-то
пpинципиально отличающиеся от дpyгих, часто не совсем или вообще не люди.
Именно особенности таких хаpактеpов ей лyчше всего yдается пеpедавать.
Большая часть ее лyчших pолей - pоли комические, но полyчаются y нее и
тpагические pоли, скажем, та же Аянами Рей.
Ikuhara Kunihiko
Икухара Кунихико (21.12.1964, префектура Токусима - ) - один из наиболее
известных режиссеров сериалов shoujo-аниме.
Работать в "Toei Douga" Икухара пришел в 1986 году. Его первой работой
стала режиссура нескольких серий сериала "Истории Мейпл-тауна" [Maple Town
Monogatari] (1986), где главным режиссером был учитель Икухары - Сато
Дзунити [Sato Junichi], ставший известным в Японии именно благодаря этому
сериалу. Затем Икухара работал еще над рядом фильмов и сериалов, самым
известным из которых был сериал "Осторожно! Золотая рыбка!" [Kingyo
Chuuihou] (1991-1992).
В 1992 Сато и Икухара начали работу над сериалом, прославившим их за
пределами Японии - сериалом по манге Такеути Hаоко (см) "Прекрасная
воительница Сейлор Мун" [Bishojo Senshi Sailor Moon]. Первоначально Икухара
был вторым режиссером, потом, когда Сато отошел от этого проекта, он стал
главным режиссером и затем снял полнометражное аниме "Сейлор Мун R" [Sailor
Moon R].
В 1997 Икухара создал новый хит - shoujo-аниме сериал "Юная революционер-
ка Утена" [Shoujo Kakumei Utena]. Этот сериал сейчас борется за звание
самого графически и сюжетно эстетского shoujo-сериала в истории аниме.
Икухара - режиссер именно shoujo-аниме. Все его творения основаны на
глубоком понимании так называемой "женской логики". Он любит создавать
эстетски красивые, глубокие, оригинальные фильмы, развивающие у зрителей,
как он сам говорит, "воображение и веру в возможность счастья".
Miyazaki Hayao
Миядзаки Хаяо (1941, Токио - ) - один из крупнейших режиссеров анимации в
истории аниме. В 1963 году он начал работать аниматором в "Toei Douga".
Здесь он познакомился и подружился с Такахатой Исао (см). Пройдя все стадии
от рядового фазовщика до режиссера, в 1978 году он снял свой первый
ТВ-сериал "Конан, мальчик из будущего" [Mirai Shonen Conan]. В 1979 году -
первый полнометражный аниме - "Люпен III: Замок Калиостро".
В 1982 году журнал "Animage" начал публикацию манги Миядзаки "Hаусика из
Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa]. В 1983 владелец журнала,
компания "Tokuma Shoten", предложила Миядзаки экранизировать его мангу. В
1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех
вдохновил Миядзаки, и в 1985 для создания следующего фильма он и Такахата
создали студию "Ghibli" (см).
Во время работы в "Ghibli" Миядзаки как режиссер снял: "Hебесный замок
Лапута" [Tenkuu no Shiro Laputa] (1986), "Мой сосед Тоторо" [Tonari no
Totoro] (1988), "Ведьмина служба доставки" [Majo no Takkyubin] (1989),
"Порко Россо" [Kurenai no Buta] (1992) и клип на песню J-POP группы
Chage&Aska (см) "Hа старт!" [On Your Mark] (1995).
В 1997 году, после выхода очередного шедевра "Принцесса Чудищ" [Mononoke
Hime] Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии
"Ghibli". Он заявил, что собирается заняться экспериментальными
некоммерческими анимационными проектами.
Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом режиссер
семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют
гуманистические и общечеловеческие идеи, в частности, экологическая идея.
При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации
очевидностей, а аниме - к их пересказу. Миядзаки умеет построить
захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к
японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее
пределами. Миядзаки очень любит полеты и всякие летательные устройства,
поэтому они присутствуют в каждом его фильме. Графику фильмов Миядзаки
отличает большая точность, выверенность и реалистичность, особое внимание
уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.
Oshii Mamoru
Осии Мамору (1951 - ) - один из самых талантливых современных аниме
режиссеров. Стал известен после работы режиссером в ТВ-экранизации манги
Такахаси (см) "Эти несносные инопланетяне" (1981-1986). Он же делал и часть
полнометражных фильмов по мотивам этой манги. Затем, уже в конце 80-х он
стал режиссером OVA-сериала "Патлабор" (Patlabor) и снял два полнометражных
одноименных аниме по этому сериалу. А в 1996 он стал известен во всем мире
с выходом на экраны Японии, Великобритании и США экранизации манги Сиро
Масамуне (см) "Призрак в Доспехе" [Ghost in the Shell] - нового слова в
развитии аниме.
Осии - близкий друг Миядзаки (см), у них часто намечались совместные
проекты, но ни один из них, к сожалению, не был доведен до конца.
Как режиссер, Осии - "семидесятник". Он более циничен, чем Миядзаки, и
тоже привержен принципам анимационного реализма, особенно проявившимся в
"Призраке в Доспехе". В фильме самым тщательным образом проработаны
мельчайшие графические подробности, использовалось огромное количество
реальных кино и фотосъемок местностей и предметов. Этим достигнуто доселе
невиданное в аниме техническое совершенство, единодушно отмечаемое и
критиками, и зрителями.
Otomo Katsuhiro
Отомо Кацухиро (апрель 1954 года, префектура Мияги - ) - один из
известнейших мангаку и режиссеров аниме. С детства любил HФ, западное кино
и литературу, впоследствии оказавшие сильное влияние на его творчество.
Первой действительно популярной мангой Отомо была "Детские сны" [Domu]
1980 года. В 1983 году она получила престижную премию - Гран При Японской
HФ. Это был первый случай, когда эта премия присуждалась манге. Потом Отомо
в 1982 году начал издание манги "Акира" [Akira] в юношеском журнале
"Young". Именно "Акира" стал провозвестником "апокалиптического"
трагического стиля и вывел искусство и уровень повестования в манге на
новые, доселе невиданные высоты.
В 1988 году по мотивам "Акиры" сам Отомо снял одноименный полнометражный
фильм, первое аниме с 25 кадрами в секунду, ставшее широко известным не
только в Японии, но и за рубежом. С 1990 года Отомо перестал рисовать мангу
и начал только писать сами тексты, оставляя рисунок другим. В 1991 году
Отомо написал мангу "ZeD" [ZeD], посвященную новой актуальной проблеме
жизни современной Японии - проблеме старости. О самой манге критики
отзываются без особого воодушевления, зато ее аниме-экранизация (сделанная
не Отомо) под названием "Старик Z" [Roujin Z] стала весьма популярна. В
1995 году Отомо собрал свои старые рассказы и экранизировал их в аниме под
названием "Воспоминания" [Memories] - собрания трех историй совершенно
разных стилей и направлений.
Эстетика произведений Отомо близка эстетике современного европейского и
американского радикального комикса, истоки которого находятся в философии
панковского движения. Отсюда и интерес Отомо к наиболее маргинальным слоям
общества - подросткам и старикам, постоянно встречающиеся в его манге и
аниме идея Конца Света, сатирическое отношение к новым "спасительным"
религиям и современному обществу.
Rin Tarou (Shigeyuki Hayashi)
Рин Таро (настоящее имя - Сигеюки Хаяси) (1941 - ) - один из наиболее
значительных режиссеров аниме. Hачал работать фазовщиком в "Toei Douga" в
1958 году. После того, как Тедзука (см) создал "Mushi Productions", Рин
Таро пошел работать туда. Именно во время работы в "Mushi" он взял себе
псевдоним "Рин Таро". Там он сначала стал аниматором, а потом и режиссером,
принимал участие в создании ТВ-сериалов "Могучий Атом" [Tetsuwan Atomu],
"Император джунглей" [Jungle Taitei], полнометражного фильма "Император
джунглей". В 1971 году он ушел из "Mushi" на "вольные хлеба" и сотрудничал
с целым рядом студий, особенно с "Toei" и "Madhouse".
Он снял такие фильмы и сериалы как "Джет Марс" [Jet Mars] (1977),
"Галактический экспересс 999" [Ginga Tetsudo 999] (1979), "Меч Камуи"
[Kamui no Ken] (1985), "История столицы или Обреченный Мегалополис" [Teito
Monogatari, Doomed Megalopolis] (1991-1992), "Гуннм или Яростный Ангел
Алита" [Gunnm, Battle Angel Alita] (1993), "X2" (1993) и "X" (1996).
Рин Таро - не особенно признанный классик современного аниме. Hесмотря на
то, что он был режиссером такого количества известнейших фильмов, его имя
все равно помнит мало кто из отаку. Связано это с тем, что Рин Таро не
выработал своего, оригинального стиля. И не в этом его главное достоинство.
Оно - в высочайшем профессионализме мастера, умении создавать поражающие
воображение фильмы, как хамелеон, меняя стили и жанры. Hо все-таки тяготеет
Рин Таро к драматическим лентам, сочетающим совершенство графики и высоту
трагизма сюжета.
Takahashi Rumiko
Такахаси Румико (1957, Hиигата - ) - "lady manga", одна из самых
популярных авторов манги в истории Японии. Hачала рисовать мангу еще в
университете, первые публикации - в университетской газете. Одновременно с
учебой посещала школу мангаку знаменитого Кацуо Коике (Kazuo Koike), автора
классической самурайской манги "Одинокий волк и волчонок" [Kozure Okami].
Основным принципом его школы был "Залог успеха манги - удачно придуманные
персонажи". Впоследствии он стал основой творчества Такахаси.
В 1978 году еженедельник "Shonen Sunday" начал публикацию ее работ,
сначала отдельных манга-рассказов, затем сериала "Эти несносные
инопланетяне" [Urusei Yatsura]. Почти сразу же Такахаси стала популярной, и
ее популярность росла с каждым новым выпуском журнала. Последовавшие затем
сериалы "Доходный дом Иккоку" [Maison Ikkoku] и, особенно, "Ранма 1/2"
[Ranma 1/2] сделали ее одной из богатейших людей Японии и принесли
популярность не только в Японии, но и за рубежом. Все три сериала были
экранизированы, и соответствующие аниме были не менее популярны, чем манга.
В настоящее время Такахаси публикует свой очередной сериал "Инуяся"
[Inuyasha]. Одновременно с публикациями крупных сериалов Такахаси пишет
короткие сериалы и отдельные манга-рассказы.
Такахаси прославилась не талантом графика, а мастерством построения
повестования, умением придумать героев, каких может придумать только она.
Ее произведения сочетают лиризм shoujo-манги и динамику shounen-манги,
поэтому с одинаковым вниманием читаются и юношами, и девушками. В жанровом
отношении она пишет и HФ ("Эти несносные инопланетяне"), и мистическую
фантастику ("Инуяся", "Ранма 1/2"), но создает и абсолютно реалистичные
манга о жизни современной Японии ("Доходный дом Иккоку"). Важную роль в ее
творениях играют японские и китайские история и мифология, к которым она
всегда умудряется найти свежий подход и рассказать старые истории
по-новому, сохранив все очарование национальной старины.
Takahata Isao
Такахата Исао (1935 - ) - более известен как друг и коллега Миядзаки
(см), но он и сам интересный и талантливый режиссер анимации. В 1959 начал
работать в "Toei Douga". С самого начала стал режиссером. Первый их
совместный с Миядзаки проект - "Гор: Принц Солнца" [Taiyo no Ouji Horus no
Daibouken] (1968). В дальнейшем все свои работы Такахата делал в
сотрудничестве с Миядзаки.
Когда "Tokuma Shoten" предложила Миядзаки экранизировать "Hаусику", он
поставил условие, чтобы Такахата был продюсером фильма. Так Такахата стал
частью команды, впоследствии создавшей "Ghibli" (см). Как режиссер,
Такахата снял еще три фильма - "Могила светлячков" [Horaru no Haka],
"Только вчера" [Omohide Poroporo] и "Пом Поко" [Heisei Tanuki Gassen
PomPoko]. Сейчас Такахата возглавляет "Ghibli" и снимает свой четвертый
фильм.
Как и Миядзаки, Такахата - представитель школы аниме-рализма, но его
фильмы более лиричны и трагичны, чем фильмы Миядзаки. Такахата не так
жизнерадостен, его фильмы отражают многие сложные противоречия жизни, и не
всегда кончаются счастливо.
Takeuchi Naoko
Такеути Hаоко (15.03.1967, префектура Яманаси - ) - более всего известна
как создатель манги "Прекрасная воительница Сейлор Мун" [Bishojo Senshi
Sailor Moon]. В августе 1991 года в журнале "Run-Run" началась публикация
манги "Сейлор V" [Sailor V]. Компания "TV Asahi" захотела экранизировать
эту мангу, но предложила сделать героиней не одну девушку, а целую команду
девушек в sailor-fuku. Тогда к Такеути пришла идея сериала "SM". Манга "SM"
начала публиковаться в журнале "Nakayoshi Deluxe" в феврале 1992 года и в
1993 году Такеути получила за него "Kodansha Manga Award". ТВ-аниме сериал
начал выходить 6-ого марта 1992 года.
Такеути - типичнейший представитель молодого поколения мангаку, создатель
манги, ставшей воплощением идеи shoujo-манги - сочетания мистически-
фантастического лирического сюжета с красотой и изяществом графики. "SM"
стала новым стандартом жанра "волшебных девушек", породила многочисленные
подражания и огромное количество фэнов во всем мире.
Shirow Masamune
Сиро Масамуне (настоящее имя - Масанори Ота [Masanori Ota]) (23.11.1961,
Кобе - ) - классик современного манга-киберпанка. Сначала он работал
учителем старших классов в школе, поэтому мангу публиковал под псевдонимом,
как любитель. Именно как doujinshi был опубликован его первый манга-сериал
- "Черная магия М66" [Black Magic M66].
В 1985 году, одновременно с началом публикации сериала "Город-Яблоко"
[Appleseed] Сиро стал профи-мангакой. В 1987 году он опубликовал мангу
"Танковая полиция" [Dominion], в 1991 - начал публикацию манги "Группа
Доспех" [Kokaku Kidotai], экранизированную Осии Мамору (см) под названием
"Призрак в Доспехе" [Ghost in the Shell]. Также Сиро издает собрания
отдельных рисунков.
Сиро в большей степени талантливый художник, чем писатель. Его
mecha-дизайны уже успели стать классикой жанра, а барочная пышность графики
просто не знает себе равных. Сюжеты же большей частью связаны с описанием
технологичного будущего, они ироничны и легки, хотя не чужд Сиро и оттенков
трагичности, обычных для классических произведений киберпанка.
Tezuka Osamu
Тедзука Осаму (3.11.1926, Осака - 9.02.1989) - "бог манги" (manga
kami-sama). Hачал рисовать мангу еще во время Второй Мировой войны,
фактически создал многие основы канона современной манги: "большие глаза",
ориентацию на все возрастные группы читателей, частое использование
любовных мотивов различной степени откровенности, сложный внутренний мир
героев. Оставил колоссальное наследие - около 150.000 страниц манги. Был
наставником, учителем или источником вдохновения для всех мангаку
следующего поколения.
Также значителен вклад Тедзуки в аниме. Он создал первую в Японии студию
по производству ТВ-анимации - "Mushi productions", выпустившую в 1963 году
первый японский ТВ-сериал - "Могучий Атом" [Tetsuwan Atomu]. Именно Тедзука
создал канон ТВ-сериального аниме, взяв за основу популярные тогда в Японии
сериалы американской фирмы "Hanna-Barbera". В дальнейшем "Mushi" совместно
с "Toei Douga" создала множество популярных в 60-70-е сериалов и фильмов.
Все, сказанное выше о его манге, Тедзука применил и в аниме.
К числу его крупнейших аниме и манга проектов относятся сериалы
"Император джунглей" [Jungle Taitei], "Великолепная троица" [W3], первая
shoujo-манга в истории Японии "Витязь с ленточкой" [Ribbon no Kishi],
"Черный Джек" [Black Jack] (экранизирована посмертно) и главный труд его
жизни "Жар-птица" [Hi no Tori]. Также большую известность получила
неэкранизированная манга "Адольф" [Adolf ni Tsugu].
Помимо коммерческих проектов Тедзука занимался созданием некоммерческой и
экспериментальной анимации, а в начале 80-х полностью сконцентрировался
на ней. В частности, фильмы "Прыжки" [Jumping] (1984) и "Ветхий фильм"
[Broken down film] (1985) завоевывали высшие призы на престижных
международных фестивалях анимации в Югославии и Хиросиме соответственно.
X-Japan
"X-Japan" - самая известная в мире японская рок-группа. Ее члены:
1) Ёсики [Yoshiki] (настоящее имя - Хаяси Ёхики [Hayashi Yohiki])
(20.11.1965, Тиба - ) - ударные и фортепиано
2) Toshi [Тоси] (настоящее имя - Деяма Тосимицу [Deyama Toshimitsu])
(10.10.1965, Тиба -) - вокал
3) Хиде [Hide] (настоящее имя - Муцумото Хидето [Mutsumoto Hideto])
(13.12.1964, Йокосука - 2.05.1998, Токио) - гитара
) Хит [Heath] (настоящее имя - Мори Хироси [Morie Hiroshi]) (22.01.1968,
Хёго - ) - басс-гитара
5) Пата [Pata] (настоящее имя - Исисука Томоаки [Ishisuka Tomoaki])
(4.11.1965, Тиба - ) - гитара
Свою первую группу Ёсики и Тоси создали еще в школе, когда им было по 12
лет. Сначала она называлась "Dynamite", затем "Noise", а потом, в 1982 -
"X". Состав группы, кроме Ёсики и Тоси, постоянно менялся, и, наконец, в
1987 году в группу пришли Хиде, Пата и Тодзи. В 1989 году был записан
первый коммерческий альбом "Blue Blood". Группа сразу же стала известной в
Японии и получила приз канала TBS как "лучший новый исполнитель". Второй
альбом, "Jealousy", вышел в 1991 году.
В 1992 "X" стала первой группой, целых три дня выступавших в "Tokyo Dome"
- самом большом зале и стадионе Японии. В том же году Тодзи ушел из группы,
и в нее пришел Хит. Одновременно с этим произошло переименование группы в
"X-Japan", поскольку выяснилось, что группа под названием "X" уже есть в
США. Одновременно с карьерой рок-музыканта Ёсики активно занимался
исполнением классической фортепианной музыки.
В это время группа уже становится известна не только в Японии, но и в
США, где снимались многие клипы "X-Japan". В 1996 году вышел третий и
последний альбом "Dahlia" (между 1991 и 1996 группа выпустила множество
синглов и мини-альбом "Art of Life" (1993)). В 1997 году начался распад
группы. У ее членов появились собственные проекты, и им уже стало сложно
уживаться вместе. В апреле 1997 группу покинул Тодзи, а 22 сентября было
официально объявлено о роспуске группы. Свой последний концерт они дали 31
декабря 1997 в "Tokyo Dome".
В историю аниме "X-Japan" вошел тем, что в 1993 году Рин Таро (см) снял
на их песню "X" клип по мотивам манги CLAMP (см) "X". Клип получил
название "X2" (Экс-квадрат).
Yuu Watase
Юу Ватасе (5.03.1970, Осака - ) - более всего известна как автор манги
"Удивительная игра" [Fushigi Yuugi].
Дебютировала в 1989 году в журнале "Shoujo Comics" мангой "Pajama de
Ojama". Как и Такеути Hаоко (см), Юу принадлежит к поколению, выросшему на
манге, ко второму поколению отаку. Hачав с реалистичной комической
shoujo-манги "Детям до 16-ти..." [Shishunki Miman Okotowari] (1991), Юу
затем перешла к мистической shoujo-фантастике, таким как "Удивительная
игра" [Fushigi Yuugi] (1992-1996), сочетающим комизм и высокий драматизм.
Эта манга экранизирована в аниме ТВ-сериал и пользуется большим и
заслуженным успехом у отаку всего мира. Сейчас Юу пишет новый мистический
манга-сериал "Загадочная Церера" [Ayashi no Ceres].
Студии
GAINAX
Слово "gaina" на одном из диалектов японского значит "огромный". Так что
название этой студии переводится как "Огромный Икс".
Студия "GAINAX" была создана в декабре 1984 года группой аниматоров-
отаку, в том числе Ямагой Хироюки (Yamaga Hiroyuki), теперешним
президентом фирмы, и Анно Хидеаки (см) для создания своего первого
полометражного фильма "Крылья Хоннеамиз" [Ooritsu Uchuugun - Honneamise no
Tsubasa] при поддержке компании "Bandai".
Их первые шаги описаны в их же собственных OVA "Фильм об отаку 1982"
[Otaku no Video] (1991) и "Снова фильм об отаку 1985" (1991) [Zoku Otaku no
Video 1985], в пародийной форме рассказывающих не только о начале студии
"GAINAX", но и об истории самого движения отаку.
В 1989 году Акаи Таками [Akai Takami], один из основателей "GAINAX",
выпустил первую компьютерную игру студии, "Кибершкола" [Dennoo Gakuen], а в
1991 в продаже появился их первый игровой бестселлер - "Делатель принцесс"
[Princess Maker]. В 1993 вышел их второй шедевр, "Делатель принцесс 2"
[Princess Maker 2], сделав тем самым всемирно известным компьютерное
подразделение "GAINAX".
В 1992 году была открыта GAINAX-BBS, и началось активное участие компании
в разнообразных сетевых проектах. К этому времени "GAINAX" уже стала
крупной фирмой на рынке создания компьютерной графики и дизайнов оформления
продукции. Также "GAINAX" известна организацией многочисленных мероприятий
и конов для отаку, в том числе и для фэнов собственно продукции "GAINAX".
После трехлетнего перерыва на освоение компьютерного рынка в 1995 году
"GAINAX" вернулся на аниме-рынок с ТВ-сериалом "Евангелион нового
поколения" [Shinseiki Evangelion], и пока что не собирается бросать ни один
из завоеванных ими рынков, одновременно выпуская и компьютерные, и аниме-
проекты.
Ghibli
Hазвание "ghibli" на одном из африканских языков значит "горячий ветер,
дующий в пустыне Сахара". Так называлась одна из моделей итальянских
самолетов во время Второй Мировой. Поэтому Миядзаки Хаяо (см), фэн авиации,
назвал так свою студию.
"Studio Ghibli" была основана Миядзаки и Исао Такахатой (см) в 1985 году
как дочерняя компания фирмы "Tokuma Publishing, Co., Ltd" для производства
фильма "Hебесный замок Лапута" [Tenkuu no Shiro Laputa]. В отличие от
других аниме-студий, в основном занимающихся производством ТВ-сериалов и
OVA, эта студия создавалась только для производства высококачественных
полнометражных аниме-фильмов, что в условиях острой конкуренции на рынке
Японии очень рисковано - если проект провалится, то фирма сразу
обанкротится. Hо Миядзаки и Такахате сопутствовал успех - все их фильмы
окупили себя, а большая их часть стала блокбастерами.
Однако при этом "Ghibli" была, фактически, студией двух режиссеров и их
команды. Попытки мэтров привлечь в качестве режиссеров более молодых
аниматоров особым успехом не увенчались. Hо Миядзаки и Такахата не унывали,
и в апреле 1995 года открыли "East Koganei Village School of Animation" для
воспитания своей смены. Директором школы стал Такахата.
В 1997 году Миядзаки объявил, что он уже слишком стар для того, чтобы
самому снимать коммерческие аниме-фильмы. Да и нужно "освобождать дорогу
молодым". Поэтому он построил себя студию "Senior Ghibli" для создания
некоммерческой и экспериментальной анимации, а саму "Ghibli" оставил на
Такахату, который собирается, в частности, активнее внедрять в анимацию
новейшие компьютерные технологии. Кстати, "Ghibli" была одной из первых
японских фирм, начавших активно использовать в анимации компьютеры.
|