Прежде всего, просто для удобства. ^_^ Во-вторых, японская
культура анимации и комиксов, безусловно, самая развитая и
разнообразная в мире, при этом она во многом отличается от других
национальных культур анимации и комиксов.
Собственно говоря, о существовании значительной национальной
комикс-анимационной культуры можно говорить только в приложении к
США, Японии и Франции (ФРГ и обе Кореи хотят, но пока не вполне
дотягивают, Россия тоже хочет, но нам еще до таких высот развития
культуры далеко...). При этом США и Франция - "европейские" страны с
христианской ментальностью, а Япония - "восточная" страна с
буддийско-синтоистской ментальностью.
Поскольку с точки зрения менталитета Россия все-таки ближе к
Франции и США, японская массовая культура, частью которой являются
аниме и манга, для нас не очевидна и не всегда понятна "с первого
взгляда". Отсюда и необходимость отдельных терминов для японской
анимации и комиксов - даже если они иногда кажутся похожими на
американские или французские, глубинные культурные различия между
ними все-таки весьма значительны.
С третьей стороны, нет ни одной страны мира, в какой бы такое
внимание уделялось комиксам и анимации. Создатели популярных
японских комиксов - весьма состоятельные люди (Такахаси
Румико - одна из самых богатых женщин Японии), наиболее
известные из них - национальные знаменитости, манга составляет около
четверти всей выпускаемой в Японии печатной продукции и читается
независимо от возраста и пола. Положение аниме несколько более
скромно, но также вполне завидно. Скажем, нет ни одной страны мира,
в которой бы актеры, озвучивающие анимацию (сэйю),
пользовались таким признанием, уважением и любовью. Япония -
единственная страна в мире, выдвигавшая на Оскар за "лучший
иностранный фильм" полнометражный мультфильм.
Интересно, что если во всем остальном мире иногда бывает так, что
неудачник в литературе начинает писать сценарии комиксов, то в
Японии некоторые писатели "толстых журналов" начинали свою карьеру
как создатели манги, причем потому, что изначально считали именно
это поприще более для себя подходящим. Также и многие актеры-сэйю,
которые в других странах наверняка бы долго пробовали пробиться в
мир "настоящего кино" (и у некоторых из них это наверняка получилось
бы), с самого детства мечтали о работе на озвучании. С другой
стороны, только в Японии живут значительные режиссеры, успешно
снимающие и кино, и аниме, о которых можно сказать, что их главные
художественные достижения - все-таки в области анимации (Осии
Мамору и Анно
Хидэаки).
Если в остальном мире анимация "паразитирует" на кино, то в
Японии ситуация обратная. Особенно это заметно на ТВ-сериалах, в
которых актеры часто играют в аниме-стиле, и на видеоклипах, для
которых молодых звездочек-"идолов" тщательно гримируют в
аниме-стиле. Это же характерно и для влияния аниме за рубежом. Так,
братья Вачовски, создатели "Матрицы", неоднократно
признавались, что ставили себе задачу воспроизвести "в живую" стиль
японского аниме-киберпанка (в первую очередь - аниме-фильма "Призрак
в "Доспехе"). Заметим, что в Японии есть и художественные фильмы
в этом стиле. Но кто их знает, кроме больших поклонников японского
кино? А "Призрак" демонстрировался во всем мире, в том числе
и в России (на одном из фестивалей японского кино).
Многие национальные культуры боятся потерять свою "идентичность",
заимствуя что-нибудь из других культур. В японской культуре такого
страха нет (хотя есть отдельные паникеры-консерваторы). В японском
фэнтези можно встретить не только японо-китайских оборотней, но и
европейских эльфов и гномов. В одном фэнтези есть даже советский
танк. ^_^ Однако никакой "идентичности" это не угрожает, напротив,
эльфийки становятся "японками", гномы - "японцами", а танки - вполне
национальными кошками-призраками. Даже когда создатели манги или
аниме хотят создать нечто "совершенно европейское" или "абсолютно
американское", они не могут уйти от культуры, которую впитали с
молоком матери. И именно поэтому их художественные эксперименты не
разрушают японскую культуру, а дополняют ее, расширяют ее набор
приемов и идей.
Любой достойный взнос в культуру национальную - взнос и в мировую
культуру. Разве не стала мировая культура богаче от того, что к
"маленькому народцу" ирландских легенд и трагическим витязям
Толкиена добавились обаятельные ушастые аниме-эльфийки? Конечно, да.
И японские самураи, и японские эльфы, и даже японские ковбои - все
это вклад Японии в копилку мировой культуры. Но чтобы по-настоящему
его оценить, надо знать не только мировую культуру "в общем", но и
японскую культуру, в том числе и массовую, "в частности".
Помимо прочего, аниме и манга - прекрасный способ оценить не
только то, как современные японцы отражают и переживают свои
исконные традиции, но и то, как в японских произведениях отражаются
мотивы и сюжеты других народов. И отнюдь не факт, что первое всегда
интереснее второго. Нужно очень хорошо знать японский язык и теорию
литературы, чтобы по-настоящему понять, чем японское стихосложение
(и японская ментальность) отличается от европейского. А чтобы
понять, чем японские эльфийки отличаются от эльфов Толкиена,
достаточно посмотреть один-два сериала. И не факт, что вы получите
только интеллектуальное удовольствие. ^_^
Таким образом, аниме и манга - своеобразный "черный ход" в мир
японского сознания. И идя через этот ход, можно не только сократить
путь, не продираясь через все заборы и бастионы, воздвигнутые
полуторатысячелетней "высокой культурой" Японии (искусство аниме и
манги значительно моложе, и в нем меньше традиций), но и получить
немалое удовольствие. Совмещение приятного с полезным - что может
быть лучше?
Теперь несколько конкретных замечаний о манге и аниме по
отдельности.
Манга
"Истории в картинках" известны в Японии с самого начала
ее культурной истории. Даже в курганах-кофунах (гробницах
древних правителей) археологи находят рисунки, чем-то напоминающие
по идеологии и структуре комиксы.
Распространению "историй в картинках" всегда способствовали
сложность и неоднозначность японской письменности. Даже сейчас
японские дети могут читать "взрослые" книги и газеты только после
окончания начальной
школы (в 12 лет!). Практически сразу после появления японской
прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в которых текста
было немного, а основную роль играли иллюстрации.
Первым японским комиксом считаются "Веселые картинки из жизни
животных" [Choujuugiga], созданные в XII
веке буддийским священником и художником Какую (другое имя -
Тоба, годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка, на
которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных
тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных,
изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав. Сейчас
эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре, в
котором жил подвижник Какую.
За почти тысячу лет своей истории "истории в картинках"
по-разному выглядели и назывались. Слово "манга" (буквально -
"странные (или веселые) картинки, гротески") придумал знаменитый
график Хокусай Кацусика в 1814 году, и, хотя сам художник
использовал его для серии рисунков "из жизни", термин закрепился для
обозначения комиксов.
Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура
и американские комиксы, ставшие известными в Японии во второй
половине XIX века. Первая половина XX века - время поиска места
комиксов в системе японской культуры нового времени. Большую роль
здесь сыграло милитаристское правительство, использовавшее массовую
культуру для воздействия на население. Военные финансировали
"правильную" мангу (она даже ненадолго стала выходить в цвете) и
запрещали мангу с политической критикой, заставляя бывших
карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические сюжеты
(так, идея "гигантского робота" впервые появилась в реваншистской
манге 1943 года, в которой такой робот громил ненавистные США).
Наконец, в послевоенный период великий Тэдзука
Осаму своими работами совершил настоящую революцию в мире манги
и, вместе с учениками и последователями, сделал мангу основным
направлением массовой культуры.
Манга практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только
обложки и отдельные иллюстрации. Большая часть манги - это сериалы
"с продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных
или ежемесячных журналах. Обычный объем порции сериала в
еженедельном журнале - 15-20 страниц. Популярную у читателей мангу
переиздают в виде отдельных томов - танкобонов. Существуют,
разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу изданная в
виде танкобонов.
Журналов, печатающих мангу, в Японии множество. Каждый из них
ориентирован на определенную аудиторию, скажем, на младших
подростков-мальчиков, интересующихся фантастикой, или на старших
подростков-девочек, интересующих балетом. Наиболее сильны различия
между женскими и мужскими журналами. Диапазон аудиторий таких
журналов варьируется от малышей (для них печатается манга без
подписей) до мужчин и женщин среднего возраста. Уже есть
эксперименты и в области манги для пожилых. Конечно, такое
разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и жанров: от
символизма до фотореализма и от сказок до философских произведений и
школьных учебников.
Создатель манги называется "мангака". Обычно один человек
(часто - с помощниками-подмастерьями) и рисует комикс, и пишет
тексты, но встречается и групповое творчество. Тем не менее, над
одной мангой обычно более трех-четырех человек не работает.
Художественная цельность от этого повышается, а личные доходы -
растут. ^_^
Помимо профессиональной манги, существует и любительская -"додзинси".
Многие мангаки начинали как создатели додзинси
("додзинсика"). В крупных городах существуют специальные
рынки, на которых додзинсики торгуют своей продукцией и иногда
находят серьезных издателей для своих работ.
Аниме
Иногда говорят, что слово "аниме" - французское. Это не
так. "Аниме" - это сокращение от английского "animation" ("анимейшн"). При происхождении
из французского было бы "анима" - от "анимасьон".
Термин "аниме" укрепился только в середине 1970-х, до этого обычно
говорили "манга-эйга" ("кино-комиксы").
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910-х,
а первые аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме
находилось на задворках кино, однако и здесь благотворную роль
сыграли милитаристы, поддерживавшие любое "правильное" искусство.
Так, два первых больших аниме-фильма вышли в 1943 и в 1945 годах
соответственно и были "игровой" пропагандой, прославлявшей мощь
японской армии.
Как и в случае с мангой, решающую роль в истории
аниме сыграл Тэдзука Осаму, который предложил отказаться от
бессмысленного соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея
и перейти к созданию ТВ-сериалов, превосходящих американские не по
качеству изображения, а по привлекательности для японской аудитории.
Большая часть аниме - ТВ-сериалы и сериалы, созданные для продажи
на видео (OAV-сериалы). Однако есть и множество ТВ-фильмов и
полнометражных аниме. С точки зрения разнообразия стилей, жанров и
аудиторий манга существенно превосходит аниме, однако последнее с
каждым годом догоняет конкурентку. ^_^ С другой стороны, многие
аниме - экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а
поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не менее,
большая часть аниме - детское и подростковое, хотя встречается и
аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает "семейное
аниме", которое дети смотрят вместе с родителями.
Сериальность
диктует свои законы - создатели аниме менее, чем аниматоры других
стран, склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много
внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей
(отсюда важность качественного озвучания) и разработке сюжета.
Дизайнеры в аниме важнее аниматоров.
Созданием аниме занимаются аниме-студии,
обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании
от различных спонсоров (ТВ-каналы, корпорации по выпуску игрушек,
манга-издательства). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких
выдающихся творцов, а потому студии часто бывает присущ определенный
"студийный стиль", который задают ведущие дизайнеры.
|